Поднебесная, Индия, Древняя Эллада и Рим, Страна пирамид — нет такой
древней цивилизации, памятники которой не оставили бы историкам
свидетельств увлечения игрой в кости. Простейшая в исполнении игра для детей
и взрослых. Кости не спокон века имели нынешний вид: шестигранных
кубиков со чуть-чуть закругленными углами, в которых совокупность
противоположных граней неизменно равно семи. Родоначальниками костей
можно полагать и астрагалы — путовые суставы животных, и четырехгранные
кубики с углублениями (также называвшиеся астрагалами), и пластинки с
двумя сторонами, черной и белой (как в древнерусской игре "зернь"),
даже орехи дерева вибхидака (Индия). Существовали кости и пирамидальной
формы — древнейшие из них обнаружены при раскопках в царской гробнице
шумерского города Ур (III тысячелетие до нашей эры). Кое-какие из
древнеегипетских костей величиной были с теннисный мяч и по форме также
приближались к шару: так много у них было граней! Были
распространены игры в чет и нечет, метание костей в круг, кидание
костей с целью забрасывания их в специальные отверстия. Известны были
гадания с помощью костей. Игроки относились к своим игральным костях
почтительно и даже с некоторым страхом — как к живым существам или
властительным духам. С ними беседовали, шептались, произносили
заклинания и пытались умилостивить безрассудными обещаниями. Скорость
определения выигрыша, молниеносная смена благосклонности фортуны
сделали игру в кости одной из самых азартных игр. "Невинные" кубики
определяли взлеты и падения, обогащение и обнищание. Древние
германцы проигрывали в кости не только лишь презренный металл, но и
свою свободу — проигравший беспрекословно отправлялся в кабала. Азарт
породил, с одной стороны, шулеров и, с другой стороны, многочисленные
запреты и гонения на игру в кости. Любая кость с отклонениями граней
от правильной формы меняет облик игры, так как искажается возможность
равного выпадения некоторых чисел. Шулера используют в игре кости со
скошенными плоскостями, кости со смещенным центром тяжести (со
свинцовой накладкой на той или другой грани), кости с неверной
разметкой. Известны в свою очередь "магнитные зары" — кости с железной
или магнитной пластинкой в середке, падением которых на определенную
сторона имеется возможность управлять. Так называемые "переводные зары"
отличаются тем, что в глубине их протачивается желобок, куда заливается
крупинка ртути. В случае если сколько-нибудь мгновений подержать кубик
в нужном положении (пока живой металл переместится из одного конца
желобка в другой), то он упадет в аккурат так, как его держали. Уже в
гробницах Древнего Египта были найдены зары с шулерскими изменениями.
Стихотворец-висельник Франсуа Вийон в своем стихотворном "Большом
завещании" отписывает приятелю-шулеру особые кости, залитые внутри
свинцом. Правительство разных стран и народов эпизодически объявляли войну не только шулерам, но и самим правлам этой игра для детей и
взрослых. игре в кости как таковой. В III веке до нашей эры в Древнем
Риме был введен ранний известный нам правило против азартных игр — Lex
aleatoria (alea — игральная кость). Этим законом разрешались многие
общественные, спортивные и даже гладиаторские игры. Под жестокий запрет
попали только лишь "alea". В средние века Указы против игры в кости
выходили с завидным постоянством: в 1291, 1319 и 1369 годах. Тем не
менее Декрет 1396 года демонстрирует некоторое облегчение суровых
законников: данный Декрет запрещает уже не саму игру, а производство и
обращение поддельных костей. В России "бесовскую игру" разъяренно
обличали христианские проповедники. Как-никак согласно древней легенде
в кости играли солдаты у подножия креста, где был распят Иисус
Спаситель.