Само слово "карты" непосредственно связано с современным материалом изготовления карт - картоном. Но в принципе картой может именоваться любая пластина с изображением: дерево, кожа и даже металл. Редкие карты круглой формы есть в Индии. Материя их изготовления - слоновая кость, лакированная клеенка. Известна колода "Рамаяна", на картах которой изображены мифологические герои. Тем не менее, объединяющим принципом карт является, несомненно, совсем не материал. Точка соприкосновения для всех видов карт - то, что каждая карта должна содержать определенное значение, обозначаемое фигурами или числом, а вдобавок относиться к определенной масти. Карты используются не единственно для игры, но и для гадания, фокусов и раскладывания пасьянсов. В XII веке в Китае появились и игральные карты, известные нам атрибуты игры для мальчиков и девочек послешкольного возраста, где фоски отсутствовали: в колоде из 36 карт существовало 4 масти. Девять карт каждой масти имели собственное достоинство - соответственно титулам государственных чиновников в Китае. Эти карты уже использовались и для игры, и для гадания. Карточные игры для детей и взрослых имеют массу разновидностей. Самые древние карты созданы в Китае в VII-VIII веках. Изготавливались
они гравировкой изображения на хлопчатой бумаге. Карты делились на две
неодинаковые части: наверху - цитата из какой-либо пьесы, внизу -
эпизод, иллюстрирующий цитату. Следовало правильно совместить надпись и
иллюстрации. Японские карты VII-IX веков также были созданы для обучения, а равным образом для утонченных литературных забав. Изысканным и необычным был материал, из которого изготавливались карты: перламутровые створки раковин, на которых были изображены строчки стихотворений. Нужно было верно составить стихи. В словаре Чанг-Цзе-Тунга (в Европе он стал известен в 1678 году) сообщается, что карты изобретены в 1120 году, а в 1132 году в Китае они уже были повсеместно распространены. Это уже были игральные карты. В Испании была изобретена своя национальная игра - ломбре. Эта игра распространилась в России и была особенно популарна при Екатерине II. От названия этой игры получил имя ломберный, то есть карточный столик, традиционно покрытый зеленым сукном. При Генрихе II Валуа в начале XVII века обратную сторону карт стали исполнять крапленой мелким пунктирным рисунком, для того чтобы шулеры не могли ставить на "рубашке" своих знаков.